Уроки гитары, электрогитары в Санкт‑Петербурге

☎ 8-908-214-23-07
Только музыка, только творчество...

 

Этюды для гитары, электрогитары

 

Этюды — это произведения, написанные специально для развития техники игры на каком-либо инструменте, в данном случае — электро и акустической гитары*. При их сочинении я руководствуюсь педагогическими принципами. В приоритет я ставлю простоту разучивания. Мои этюды имеют простую структуру и легко запоминаются. Идея состоит в том, чтобы ученик не тратил время на разучивание, а сходу мог приступить к отработке какого-либо навыка.

* — с некоторой адаптацией они подойдут и для классической гитары, а так-же для других струнных инструментов.

Содержание

  • Этюд 1 «Суровый»
  • Этюд 2 «Хаотичный»
  • Этюд 3 «Джазовый»
  • Этюд 4 «По открытым струнам»
  • Этюд 5 «Туда-сюда по грифу»
  • Этюд 6 «Ритм этюд»
  • Этюд 7 «Попадай в барабан»
  • Общие рекомендации

 

 

Этюд №1 «Суровый»

 

 

Вид техники: переменный штрих, тэппинг

Рекомендованный темп: любой

Уровень искажений: любой

Скачать этюд №1

Пояснение. Этюд состоит из двух больших частей. В первой части фразы комбинируются из тэппинга и переменного штриха. Вторая часть целиком посвящена переменному штриху на шестой струне.

Первая часть кажется большой, но, по сути, состоит всего из трёх фраз (далее по тексту «блоков»). Эти блоки повторяются со смещением по грифу.

Блок 1

Ноты блок 1

Условные обозначения: «П» — удар медиатора сверху вниз, «V» — удар снизу вверх, «М» — хамер мизинцем, «Т» — тэппинг (играется пальцем правой руки на грифе гитары).

Блок 2

Ноты блок 2

Здесь всё играется тэппингом, медиатор в игре не участвует.

Блок 3

Ноты блок 3

Вариация первого блока. Особое внимание обратите на синхронность с бас-гитарой и паузы. При правильном исполнении паузы звучат очень круто.

Вторая часть

Представляет собой долбёжку по шестой струне переменным штрихом. Время от времени триоли сменяются квартолями, но суть остаётся неизменна: вам нужно играть синхронно с бочкой и бас-гитарой.

Ноты блок второй части этюда

Обратите внимание, что металлические ударные (хэт, тарелки) не везде вам помогают, кое-где они идут поперёк вашей партии, это сделано специально, чтобы усложнить вашу задачу.

 

 

Этюд №2 «Хаотичный»

 

 

Вид техники: тэппинг

Рекомендованный темп: любой

Уровень искажений: любой

Скачать этюд №2

Пояснение. Всё играется тэппингом. Во вступлении особое внимание уделите паузам. Не допускайте призвуков там, где нужна тишина, снимайте (глушите) звук чисто. Слушайте тишину, наслаждайтесь ею.

etude2start

В аранжировку включено красивое многоголосие флейт. Поэкспериментируйте, включая и отключая разные дорожки: ударные, бас, соло-гитару, флейты. Получаются много интересных вариантов. Можете выбрать тот, который понравится и заниматься под него.

 

 

Этюд №3 «Джазовый»

 

 

Вид техники: обыгрывание мажорной гаммы с поправкой на джазовую гармонию, секвенции

Рекомендованный темп: любой

Уровень искажений: любой

Скачать этюд №3

Пояснение. Обратите внимание на встречающиеся время от времени знаки альтерации. Они возникают из-за того, что в гармонии используется джазовая аккордовая последовательность. Можно было использовать и обычную последовательность, но я решил потренировать ваш слух. Со  временем вы научитесь тонко чувствать эти гармонические нюансы.

Простую фактуру, с которой начинается произведение, можно обогатить вибрато, слайдами или сделать плавную атаку с помощью ручки громкости. Паузы условны.

etude3start

В первой вариации каждую вторую ноту можно играть медиатором или легато.

etude3variation1

Вот эта фактура играется тэппингом

etude3tap

 

Этюд №4 «По открытым струнам»

 

 

Вид техники: переменный штрих

Рекомендованный темп: любой

Уровень искажений: любой

Скачать этюд №4

Пояснение. Для начала вам нужно научиться играть триоли переменным штрихом, а уже затем приступать к освоению этого этюда.

Этюд звучит грозно, с каким-то мистическим оттенком. Добейтесь того, чтобы ваша гитара передавала этот дух. Поищите силу удара, точку удара на струне, угол медиатора. Слушайте, слушайте и ещё раз слушайте и экспериментируйте.

Блок 1

etude4block1

Пауза здесь условна. Глушите как чувствуете.

Блок 2

etude4block2

Играется тэппингом. Обратите внимание на хитрую аппликатуру, в которой правая рука извлекает ноты только на 12 ладу, не смещаясь. Это удобно использовать для скоростных пассажей тэппингом, поскольку уменьшается вероятность промаха.

 

 

Этюд №5 «Туда-сюда по грифу»

 

 

Вид техники: смена позиций, ориентация на грифе

Рекомендованный темп: любой

Уровень искажений: любой

Скачать этюд №5

Пояснение. Этюд играется переменным штрихом и лишь одним пальцем левой руки (средним или безымянным) перемещающимся по первой струне. Так-же при скребке используется указательный палец для глушения струн, расположенных выше первой.

Блок 1

 etude5block1Здесь много тонкостей.

  1. Ноты, обозначенные крестиками играются по струнам, приглушённым указательным пальцем левой руки и ребром запястья правой. Вам нужно получить скребок по струнам. Тренируйтесь играть его по разному в ритмическом отношении. Можно играть его мгновенно, а можно растянуть во времени. Важно, чтобы на удар барабана приходилась сама нота, а не скребок, то есть скребок нужно начинать делать до удара барабана.
  2. Акценты. На первых долях акцент получается сам собой, за счёт скребка, громкостью его выделять не нужно. А вот дальше на акцентированные ноты требуются удары медиатора с некоторым размахом.
  3. Обратите внимание на последние шестнадцатую первых и третих долей (перед сменой позиции). Вам вряд ли удастся сыграть её в быстром темпе. Скорее всего она превратится в щелчок. Это не страшно, так и было задумано. Так-же можно добавить лёгкой оттенок глиссандо, как-бы невзначай. А можно и не добавлять.
  4. Паузы возникают сами собой при переносе левой руки в новую позицию
  5. Играйте с драйвом и удовольствием. Не требуется математически точно попадать во все удары барабана. Важны лишь некоторые удары и ваша расслабленная правая рука. Слушайте, экспериментируйте.

Блок 2

etude5block2

  1.  Из-за высокой позиции скребок не получится по всем шести струнам, да и не нужно.
  2. Каждая вторая восьмая (кроме самой-самой заключительной, которая с акцентом) получается стаккато, поскольку иначе вы не успеете вовремя сыграть следующую ноту.
  3. Оттенок глиссандо добавляйте по вкусу.
  4. Драйв и удовольствие  — как в описании к первому блоку.
  5. Пользуйтесь разметкой на грифе гитары

 

 

Этюд №6 «Ритм этюд»

 

 

Вид техники: игра различными ритмическими группировками, полиритмыческое наложение

Рекомендованный темп: любой

Уровень искажений: любой

Скачать этюд №6

Пояснение. Нужно выбрать одну из двух дорожек: «Ваша гитара 1» или «Ваша гитара 2». Это две партии, написанные в терцию. Терции здесь для того, чтобы вам было проще контролировать качество своего исполнения. Отключите одну из дорожек и играйте её вместе с оставшимися. Если вы играете ритмично и слаженно с другими инструментами, то терция звучит чётко, красиво. Если же она какая-то «рыхлая», то нужно улучшить синхронность. Так-же стоит поработать над хорошей атакой, подробнее об этом в первом видео раздела «Обучающие видео». Если кратко, то идея в том, чтобы бросать расслабленную кисть на струны, а медиатор задевал их лишь самым кончиком.

Этюд играется переменным штрихом. Однако в начале, где темп не высокий, можно играть все звуки ударом вниз. Или вверх (для тренировки).

etude6 Триоли можно играть «вниз-вверх-вверх» или «вниз-вниз вниз». Иногда их играют «вниз-вверх-вниз», но в данном случае это не самый лучший вариант, он не подходит этому произведению стилистически.

 

 

Этюд №7 «Попадай в барабан»

 

 

Вид техники: ритмичность обыгрывание пентатоники, смена позиций, легато

Рекомендованный темп: любой

Уровень искажений: любой

Скачать этюд №7

Пояснение. Слушайте барабан и стремитесь к тому, чтобы звучание вашей гитары стало единым целым с ним. Помните про паузы. Обратите внимание на аппликатуру, она подобрана специально чтобы вам проще было играть легато и попадать в ударные. Но могут возникнуть сложности со сменой позиций на грифе, ведь это нужно делать быстро и бесшумно. Напомню, что «П» означает удар медиатором сверху вниз. Везде, где нет этого обозначения, играйте приёмом легато.

etude7

 

 

 

Общие рекомендации

 

1. Начинайте работу над произведением в очень медленном темпе

Пускай это будет даже 30 ударов в минуту, но ваши руки и нервная система должны быть расслаблены. Это важнейшее условие. Девять раз играйте в таком вот комфортном темпе, а на десятый можете попробовать штурмовать более высокий темп. А потом вновь играйте 9 раз медленно. Это важное соотношение. Однажды ваши руки сами попросят чтобы вы повысили скорость. Вы будете играть быстро, но ощущение лёгкости сохранится. Важно сохранить лёгкость, в этом идея. Лёгкость в приоритете.

 

 2. Играйте в разных темпах

Предположим, что вы достигли темпа 120. Работая на этой отметке, постоянно меняйте темп в некотором диапазоне. Скажем, от 115 до 122. Это сделает ваше восприятие темпа более гибким. Изредка пробуйте штурмовать темп 130, как было описано в предыдущем пункте. И, время от времени, опускайте темп до отметок 100, 80, 60, 40, и даже 20. Помните, что качественно играть в медленных темпах так-же же круто, как и в быстрых.

 

3. Играйте с разным уровнем искажений

Разный уровень гейна требует различного подхода к звукоизвлечению. Варьируйте угол наклона медиатора, силу удара, степень загрузки, тип движения руки. Добивайтесь хорошего звучания на любом уровне искажений.

 

4. Играйте музыкально

Суть этих этюдов в том, что вам нужно добиться музыкальности. Например, в этюде №3 требуется играть по 6 нот на струне, простая партия, казалось бы, разучивается за пару минут. Но сложность в том, что нужно добиться атмосферности, красоты звучания. Чтобы эти 6 нот звучали по настоящему круто. Для этого вам придётся играть ритмично и с чёткой, мощной атакой.

Более того, все этюды хорошо звучат в широком диапазоне темпов. Если вам кажется, что звучание в темпе 40 становится нудным, то воспринимайте это как вызов. Найдите способ сделать это звучание интересным. Вы будете искать варианты, пробовать, слушать и развиваться как музыкант.

 

5. Получайте наслаждение

Без этого никуда. Играйте с радостью. Так, чтобы Вам самим нравилось.

 

6. Отрабатывайте этюд частями

Многие этюды составлены из небольших блоков. Например, начало этюда №1 состоит из блока, представляющего собой фразу, длинной в два такта. Этот блок сдвигается по грифу на тон вверх и фраза транспонируется. Вы можете не играть весь этюд, а взяться за освоение какого-то одного блока. Затем другого. Потом можно их соединить.

 

7. Мастерите из блоков свои этюды

Выше по тексту был приведён пример транспонирования на тон. Но почему бы не транспонировать на пол тона? Или на терцию? Или можно перемешать блоки между собой и посмотреть что из этого получится. Конструируйте, экспериментируйте, слушайте результат.

 

© 2018 Уроки гитары, электрогитары в Санкт-Петербурге